Иерархия психической активности

Материал из Психографика, интуитивное моделирование, основы теории наблюдений
Перейти к: навигация, поиск

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ. РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ, НОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

В обычных условиях нормальным считается иерархическая передача сознанию информации из внешней среды (или из внутренней среды организма): раздражители действуют на сформированные в физическом теле органы чувств, те, в свою очередь вызывают определённые эмоции, чувства, которые будучи подвергнуты анализу психикой выдают конечный результат в виде - качестве идей – внутренних мотивов поведения и осознания внешних влияний от «статики до динамики». Или смена системы отсчета для получения необходимых для выживания движений.

Для начала упрощенно определим структурные элементы системы — «Человек»:

1. Сознание – мысли – идеи, потенциалы – мотивы поведения, психика.

                Психическое тело.

2. Эмоции – чувства – потенциалы действия, поведение, психо-физика.

                Психофизическое тело.

3. Движение – тело – внутренние органы, сами движения, физические действия...

                Физическое тело.

Возможны все типы взаимодействий этих элементов между собой. В дальнейшем мы увидим их взаимосвязь на уровне тела и внешней среды - физический теплообмен организма, - влияние на этот процесс чувственного элемента даёт эмоциональную гиперемию (расширение мелких сосудов и приток крови к поверхности организма) - покраснение лица и тела...

2.Влияние ограниченное цепочкой тело эмоции, даёт повышение температуры тела — эмоциональную гипертермию и т.п.

Через все три элемента психика осуществляет сложную коммуникативную деятельность по передаче информации от психического уровня одного индивида к такому же уровню другого — это через речь.

Взаимодействие сознания с чувствами, в принципе, может не проявляться ни на уровне внешних влияний, ни на уровне самого тела, ограничиваясь чисто «внутренними переживаниями».

В обычных условиях непосредственные восприятия сознанием факторов внешней среды или состояний тела отсутствуют.

Мало изучены и слабо признаваемы современной наукой необычные феномены «экстрасенсорного взаимодействия», опять таки связанного с тремя основными «китами» — мысле-формами, эмоциями, и телесными функциями, движениями.

Наиболее грубые излучения, возникающие при самых разнообразных формах деятельности организма (это различные биохимические и физиологические процессы) дают тонкую, всего в несколько сантиметров оболочку вокруг тела, так называемое «эфирное тело». Часть эфирного тела, вокруг головы, с её мощным источником электромагнитных волн — головным мозгом, создаёт ауру.

Человеку доступен широкий диапазон состояний, психических и физических напряжений. Расслабления, «релаксации» с различной степенью психической активности приводят к парадоксальным, каталептическим, «трансовым» состояниям которые дают новые возможности в самопознании субъекта.

Например, пришедшие в религиозный экстаз лица могут отмечать появление на теле язв в местах, которые подвергались, по их представлениям, воздействиям неблагоприятного типа у «святых мучеников» — стигматы.

Полный контроль за собственным телом во всех его проявлениях и за состоянием собственных эмоций дает возможность управления всеми функциями организма сознательно и ставит под контроль свои эмоции, свою психическую деятельность, что есть цель тренировок йогов и всех лиц желающих овладеть экстрасенсорными способностями или лучше узнать – познать свой организм и возможно самого себя... Непосредственное восприятие чужих мыслей, чувств и других явлений внешней и внутренней среды известно как телепатия и ясновидение и т.д.

Человек способен управлять своей психической деятельностью «от галлюцинаций до телекинеза. Главное здесь — нетрадиционная форма восприятия без промежуточного носителя информации — непосредственное восприятие электромагнитных волн с включением механизма их обработки, позволяющего их воспринимать мозгом и переводить в понятные, значимые, образы и чувства и т.п. НО, до расчетов точных частот для экстрасенсорного влияния на психическую деятельность нам далеко... Мозг — или орган управления, является уникальным коллектором информации, высшим органом, развитым в ходе настоящей эволюции на Земле. В мозг стекается внешняя и внутренняя информация отовсюду и обо всём. Мозг способен проявлять различные формы психической активности достаточно автономно от внешней среды, работает автономно, при минимальном внешнем раздражении, развивая моделирующие особенности мышления... Первое. Все процессы в мозге являются отражениями, в конечном счёте, различных внешних и внутренних влияний, на основании которых производится анализ и делаются определённые заключения о внешней среде и собственном состоянии организма и мозга в частности... Подсознательная обработка информации внутренней и внешней среды,– первичное отражение, протекает на уровне подкорковых образований и даже первичных ганглиев; обычно не осознается... По объему значительно превосходит все остальные потоки информации в процессе психической деятельности. В результате получается сознательное представительство иерархически обработанной информации.

В каждый момент своей психической деятельности человек (мозг) имеет представление — где он находится, какое положение его тела, в каком состоянии внутренняя среда, какие типы деятельности проводятся в настоящее время, задействованы определённые области памяти и т.д.

Этот уровень является вторичным, значительно видоизменённым отражением, однако, этот уровень содержит конкретную информацию в каждый данный момент, исходящую от внешней или внутренней среды.

И третье. «Внутреннее мышление» — результат самостоятельной рефлексивной психической деятельности — представляет далеко отстоящую информацию от момента её порождения, что фактически никакой временной, а иногда и других типов связей, с первично породившими её объектами уже не удаётся отметить. Это третье отражение, с которым мозг проявляет определённую активность, или производит определённую работу, при этом он оперирует внутри себя самого, в отсутствии внешних раздражителей. Психическая активность является совокупным продуктом или процессом объединяющим все три «уровня отражения» реальности: ментального, астрального и эфирно-телесного.

Подробнее остановимся на понятии — психическая активность.

Термин «психическая активность» (ПАк) — это один из процессов, являющихся составляющим психической деятельности или мотивацией — основой психической деятельности человека в целом.

ПАк — одно из основных свойств психики или « психического целого».

У человека, разумного существа, существует внутренняя или субъект/объектная (S/о) психическая деятельность. В целом задача психологии — разобраться в структурах психологических процессов (в частности психической активности), которые характеризуют некоторую определённую деятельность, не сводимую одно к другому...

Согласно имеющемуся опыту различают деятельность субъекта и деятельность объекта — в дальнейшем — органа (например, мозга, его работу — чувственно-эмоциональные реакции и т.д.) Представим всю цепь связей по степени углубления в сущность проявления психики...

Психика проявляется в психической деятельности, которая представляет из себя определённый уровень психической активности, предполагающей её целенаправленность. Psycho — греческое «душа».

Психика — само «психическое» — это локальный, динамический процесс субъект/объектных отношений «идеального» или «тонкого» и «физического» свойства материи; отраженного и реального, существующего в пространстве органа (мозга) и управляющих реакций живого организма в целом.

Психические процессы определяются через отражение. Поэтому «изнутри» психическое не измерить — нет достаточно удаленного объективного наблюдения за процессами психической деятельности. Субъекту необходимо «объективировать» свои чувства, мысли, образы и т.п., т.е. интерпретировать их в системе «внешний мир – глаз, мозг (орган) – психическая деятельность».

В результате личностное, регулятивное – вообще субъективное, должно вводиться внешним образом – как «затравка в поле» в психический — мыслительный, чувственный и др. процесс деятельности мозга и уже мышления — сознания, в конце концов...

Понятийно-философское определение психической активности. Древние понимали психику, ПАк, как основу для достижения правильного знания – через веру – энергию – хорошую память и проницательность.

Психическая активность — деятельность — представляет собой синтетическую реакцию (синергетическую, тоже), в системе субъект/объектных отношений организма в целом (мозга, органов и функций, естественно), контролируемую в отражённом виде (например через кору головного мозга), с помощью осознания объективности процесса психической активности неразрывно связанного с ощущениями, восприятием, эмоциями, памятью — мышлением.

Психическая активность (например в момент восприятия информации внешнего мира), является каналом, несущим полем, а мозг — трансформатором, создающим в самом органе (мозге) необходимые объективные условия, «прошивая» его прошлое (память), мышление, эмоции и чувства для усиления или ослабления, в зависимости от целей и задач, — субъективных, поведенческих реакций.

Т.о. психическая активность — взаимопроникающий психофизиологический процесс основного состояния управления жизнедеятельностью животного организма, и выражается в возможности сознательно-рассудочной деятельности у человека — в работе его мозга.

В результате жизнедеятельности организм, мозг накапливает опыт психической деятельности. Этот опыт, психический вес, проявляющийся посредством эмоций, мотивированных чувств, «весомых» жестов, опосредованных, творческих движений, и самое важное, базовое — тонуса организма в периоды (состояния) сна, бодрствования и творческой активности...

ПАк целеполагает достижение определённой потребности организма, психологических, субъективных и физиологических желаний (мотивов), которые являются основой любого поведения от каннибалов Амазонки до индийских йогов.

Главное в этой ситуации наличие понятийного аппарата или эмпирически чувственного, синергетического аппарата, как результата собственного (а не теоретического) опыта оценки психической активности. Необходимо иметь (создать) такие единицы «шкалы активности», которые представляли бы или абстрактно описывали, как мыслительные, так и эмоциональные процессы структуры, состояния, мысли и психические формы, и т.п. Пример: Прошлый опыт характеризует: 1) память, 2) мышление, 3) чувства. Отношения между ними могут быть вычислены и описаны внутри потока психической деятельности с помощью интер-процессуальных понятий.

Психика человека многогранна – многомерна – и в тоже время целостна.

Психическая деятельность — это одно из ее проявлений, а психическая активность — это поток психической реальности, доступной внешнему объективному (эмпирическому, научному) анализу. Основным методом определения ПАк является эксперимент, либо субъективное сравнение (по своему опыту) с другими, самим собой и т.д. Каким к вам пришел человек, что он видит, слышит и чувствует вместе с вами? Как он выглядит — понурый, квелый или активный. Шумный он или тихий, а главное, что стоит за этим состоянием, проявлением, за протеканием процесса его психической деятельности, какой мотив движет им, — поддержка вашего субъекта, имиджа и т.д. или наоборот — опасение, обман, желание привить вам чувство вины или зависимости от себя.

Все зависит от целенаправленности психической деятельности субъекта.

Поэтому необходимо целенаправленно варьировать в ПАк факторы, от которых будут зависеть наблюдаемые субъектом эффекты (проявленные во внешнем пространстве движения, чувства, в целом поведение изучаемого субъекта).

Задавая субъекту (самому себе) установки — что делать, о чем думать, чего хотеть — необходимо наблюдать реакцию, объективную, например подчиненного субъекта, которую можно анализировать как ПА, имеющую свою: 1 – структуру, модель, 2 – мотивы поведения, 3 – цели, содержание и т.п.

Необходимо учесть, что реагирование субъекта — это не проявление отдельных психических процессов, а целостное образование. Необходима максимально возможная объективизация наблюдения в результате которого процессуальный анализ взаимосвязанных процессов субъекта максимально представляют и объясняют ПАк. ПАк подразумевает несколько уровней проявления, которые фиксирует внешний наблюдатель — субъект. Это 1 – сознательно разумный или мыслительный суммарный взаимосвязанный символический I- информационно-вербальный уровень, 2 – эмоционально чувственный, Е - энергетический, 3 – двигательно-поведенческий, «тонусный», F — формально вещественный или предметно-телесный уровень. Рассмотрим современное толкование взаимодействия 1 и 2 уровня (мышления и эмоций).

1 — необходимо четко отследить взаимосвязь процесса рассуждений вслух на заданную тему, внешнее наблюдение при этом за его жестами, позой, движением взора (взгляда), движением глаз, головы и фиксированием эмоционально-чувственных реакций во время беседы или внешнего наблюдения, а также на прикосновение — холодное, горячее; мокрые руки, горячие и т.п. Определить тонус и общее напряжение (хочет ли в туалет; пьет ли воду, чай; отказывается от приема пищи) в дальнейшем анализ почему или зачем он это делает... Главное в этом, это то, что он делает. Возможно попросить его, в процессе беседы подвести его к размышлению и рассуждению, определив, что он чувствует. Найти мотивы потребности, определяющие его ПАк. На основе полученных данных делается анализ и выводы о взаимодействии процессов в пространстве и времени, при этом, если «экспериментатор» «держит в уме» то, что, по идее им обоим нужно, то возможно по внешним признакам определить (понять, почувствовать) где правда, где ложь, где сомнения и т.д.

Современная психология считает, что связь между мышлением и эмоциями проявляется чисто внешне, но эмоции, чувства способствуют мышлению и творчеству в целом. ПАк может быть замотивирована (красивыми ногами секретарши или у пожилого человека утренней эрекцией члена, т.е. в случае положительной корелляции, или эмоции, чувства могут препятствовать мышлению, т.е. появляется отрицательная связь между ПАк и мышлением.

ПАк проявляема в эмоционально-чувственном комплексе достаточна для того чтобы увлечь – направить в нужную сторону или направление ПАк других субъектов (подчиненных) довести их до инсайта (озарения), псевдопонимания и т.д., где возможна подмена психической активностью действительных переживаний людей или мыслительных процессов в крайних проявлениях. Таких «дергунчиков» или «бодрых старичков», или «молодых тихушников» нужно различать сразу. Иначе опора на их поведение, внешние проявления психической деятельности, доверии к ним, как к носителям социально-психологической среды, приведет к замене или подмене ценностей в этой реальности, к ее имитации или вообще, к развалу всей работы…

Но можно возвратить искаженную психическую деятельность субъекта на свое место, вернувшись к собственному продукту ПАк мозга. Каждый образ, представление, понятие имеют свой личный эмоциональный и ментальный потенциал, окраску, или эмоциональный потенциал, имеют и свои приемы мышления, умения и навыки, автоматизмы, — как в момент их актуализации (возбуждения), так и в момент непосредственной деятельности. Эти ментальные и эмоциональные явления непосредственно связаны с мотивационной сферой личности, особенно велика их роль в оценках (людей, вещей, процессов). Положительное изменение психической активности людей является одним из важнейших социально-экологических факторов, одним из векторов социально-психологической внешней активности субъектов, а главное, является основой всей мыслительной деятельности людей в целом.

Например, реакция маклера на слухи о внезапном повышении или понижении курса доллара на бирже будут зависеть от степени (фона) психической активности и опыта управления субъекта своим поведением.


Юрий Лушниченко. Москва, 10.12.1999 г.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты