Введение в общую теорию наблюдений

Материал из Психографика, интуитивное моделирование, основы теории наблюдений
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: ««Не сдерживайте свое вдохновение и воображение. Не становитесь рабом своей модели» Винс…»)
 
 
(не показаны 5 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
«Не сдерживайте свое вдохновение и воображение.
+
* [[Введение в общую теорию наблюдений. Часть 1|Часть 1. Вступление]]
Не становитесь рабом своей модели»
+
* [[Введение в общую теорию наблюдений. Часть 2|Часть 2. Наблюдения]]
Винсент Ван Гог
+
 
+
«И благодаря тренировке ему не требовалось прикладывать
+
никаких усилий для того, чтобы знать без тени сомнения:
+
он — не кости, плоть и перья, но сама идея свободы полета,
+
совершенная по сути своей, и потому не ограниченная ничем»
+
Ричард Бах
+
 
+
== Вступление ==
+
 
+
В данном цикле статей мы описываем применяемую нами методологию познания. Эта методология позволяет овладеть научным подходом, быстро войти в форму и среду предмета исследований. Читатель, обладающий опытом творческого мышления, сможет за короткое время оживить для себя все ее составляющие и применить ее в своей практической (научной, инженерной, творческой) деятельности. Вначале мы опишем основные положения методологии в привычном для науки стиле, а затем будем переходить к нестандартному стилю описания.
+
Мы не выводим новых теорий, объясняющих наблюдаемые явления. Мы предлагаем путь к их созданию, по мере необходимости, для конкретного направления исследований, наблюдения за движением материи, практической деятельности. Описание наших фантазий (в полной мере ощущаемых нами как соответствующих реальности) и стремление выразить их в виде практической модели, явилось основой для написания этой статьи.
+
Мы описываем модели, которые находим применимыми в жизни, в широком смысле этого слова. Читателю следует сопоставить содержащуюся в данной статье информацию со своими личными наблюдениями, и он волен не согласиться с ней. Но, осваивая представленную нами методологию, читатель разовьет навыки осознанного наблюдения за явлениями окружающего мира, приобретет дополнительные степени свободы мышления и творчества. Если предложенный нами стиль мышления окажется для читателя полезным, это будет доказательством жизнеспособности нашего метода.
+
В дальнейшем мы будем чередовать стиль изложения. Мы будем выделять части текста, представленные в необычном описании. Размышления над этими описаниями, периодический возврат к ним, осмысление на новом уровне и осознание их применимости в практической деятельности позволяют [читателю] создавать с их помощью новые знания и раскрывать суть нашей методологии.
+
Мы подчеркиваем, что суть нашей методологии — в личном развитии. Мы ни в коей мере не отрицаем все то, что создано наукой, но существенно расширяем для себя ее представления о действительности. Мы возводим научное мышление в ранг умения, доступного любому человеку, и стремимся применять это умение в жизни, чтобы сделать ее течение непрерывным процессом развития и творчества. Мы во многом будем применять известные законы из различных областей, но будем рассматривать их несколько «в другой плоскости».
+
Мы не будем давать определений всех введенных нами понятий. При внимательной работе с текстом смысл используемых нами понятий станет ясен читателю из контекста. Такое неявное введение понятий побуждает читателя к активизации работы воображения, что является одной из важнейших составляющих нашей методологии. Мы призываем читателя самостоятельно искать и достраивать недостающие связи между отдельными образами, возникающими при прочтении этой статьи, чтобы со временем восстановить целостный образ описанной нами модели.
+
Следует, однако, упомянуть о неизбежных трудностях. Процесс освоения нового мышления сложен и может занимать длительное время. Большую роль играет не только стремление человека, но и окружающая его среда. Очень важна поддержка хотя бы одного человека, мыслящего открыто, с которым можно обсуждать любые фантастические идеи. Также необходимо иметь достаточно времени для занятий, когда можно оставить дела и посмотреть на мир с другой стороны — со стороны исследователя...
+
И тогда в процессе работы начнутся открытия. Возможно, большая часть из них будет личными открытиями, но именно такие открытия наиболее ценны. Ведь природа ничего не скрывает, а наше понимание жизни зависит от уровня нашего наблюдения и отражения ее законов и явлений. Мы уверены, что многие законы природы еще не возведены в ранг общечеловеческого знания. Поэтому, если читатель захочет описать свои знания и поделиться ими с окружающими, наша методология поможет ему выразить глубокие слои субъективного знания в на понятном для них языке.
+
 
+
== Введение в общую теорию наблюдений ==
+
 
+
Наша цель — создать познавательный механизм, который человек будет развивать сам. Мы даем общие описания, которые человек на основе своего опыта достраивает до своего личного знания. Мы вырабатываем субъективный, модельно-описательный метод мышления. В дальнейшем из этого вырастает стиль мышления, который интуитивно и точно описывает познавательные, образные, функциональные и динамические модели. Этот стиль мы называем «биотекстовым». Циклически наращивая мощность субъективных  моделей, последовательно увеличивая соответствие (прозрачность) обратных связей: субъекта наблюдения — образа объекта — интуитивно-эмпирического наблюдения и внутреннего описания образа — субъективной  модели — объекта наблюдения — объективной модели — внешнего теоретического описания объекта (измерения и т. д.), мы приближаем их к абстрактному, логическому, объективному представлению объекта исследований.
+
Выраженное модельным языком биотекстовое описание при переносе на физический носитель может быть оживлено этим носителем. Примерами таких носителей являются компьютер и мозг человека. Мы создаем многослойное описание моделей, которое, будучи применимым к другим уровням движения материи, приводит к появлению у субъекта новых уровней отражения наблюдаемых явлений.
+
 
+
На наш взгляд, основополагающим субъективным инструментом в процессе познания является способность к наблюдению.
+
 
+
Мы считаем, что для изучения процесса познания необходимо изучить следующие субъективные «инструменты»:
+
наблюдение;
+
отражение;
+
фиксация;
+
измерение.
+
 
+
Нам необходимо пронаблюдать явление. Мы наблюдаем процессы, явления, формы в строгом соответствии с их внешним (формальным, логическим) представлением и ищем отраженные субъективные образы, свойства и отношения с их объективным представлением. Благодаря сложности аппарата наблюдения мы рассматриваем объекты на разных уровнях их движения. Нам нужно научиться так правильно наблюдать, чтобы построенные на основе наблюдений модели были подобны реальным явлениям.
+
 
+
Понятие наблюдения подразумевает наличие наблюдателя. Наблюдатель — сам человек, а наблюдение — его внимание, имеющее фокус в некоторой области пространства (область внимания, объект внимания), движущееся в этом пространстве (переключает внимание с объекта на объект), и выбирающее информацию о свойствах пространства.
+
 
+
Объективным назовем такого наблюдателя, который имеет возможность непосредственного отражения материи. Наблюдателя назовем субъективным (или субъектом) если он наблюдет явления окружающего мира через их отражение на некотором физическом носителе (например, в мозгу через органы чувств).
+
 
+
Говоря о субъекте и наблюдателе, мы будем подразумевать человека. Но в дальнейшем мы будем, как правило, употреблять обобщенные понятия наблюдения, наблюдателя и субъекта. Кроме того, мы исходим из того факта, что в своем воображении человек свободен не ограничивать свои движения перемещения и действия и способен мысленно совершать путешествия по отдаленным областям пространства и времени, создавать свои субъективные миры и действовать в них почти так же, как и в объективном мире. Чтобы убедиться в этом, уместно вспомнить творчество писателей-фантастов. Такие возможности присущи человеку благодаря сложности его аппарата мышления — мозга.
+

Текущая версия на 14:40, 12 мая 2013

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты