|
|
(не показаны 5 промежуточных версий 1 участника) |
Строка 1: |
Строка 1: |
− | «Не сдерживайте свое вдохновение и воображение.
| + | * [[Введение в общую теорию наблюдений. Часть 1|Часть 1. Вступление]] |
− | Не становитесь рабом своей модели»
| + | * [[Введение в общую теорию наблюдений. Часть 2|Часть 2. Наблюдения]] |
− | Винсент Ван Гог
| + | |
− | | + | |
− | «И благодаря тренировке ему не требовалось прикладывать
| + | |
− | никаких усилий для того, чтобы знать без тени сомнения:
| + | |
− | он — не кости, плоть и перья, но сама идея свободы полета,
| + | |
− | совершенная по сути своей, и потому не ограниченная ничем»
| + | |
− | Ричард Бах
| + | |
− | | + | |
− | == Вступление ==
| + | |
− | | + | |
− | В данном цикле статей мы описываем применяемую нами методологию познания. Эта методология позволяет овладеть научным подходом, быстро войти в форму и среду предмета исследований. Читатель, обладающий опытом творческого мышления, сможет за короткое время оживить для себя все ее составляющие и применить ее в своей практической (научной, инженерной, творческой) деятельности. Вначале мы опишем основные положения методологии в привычном для науки стиле, а затем будем переходить к нестандартному стилю описания.
| + | |
− | Мы не выводим новых теорий, объясняющих наблюдаемые явления. Мы предлагаем путь к их созданию, по мере необходимости, для конкретного направления исследований, наблюдения за движением материи, практической деятельности. Описание наших фантазий (в полной мере ощущаемых нами как соответствующих реальности) и стремление выразить их в виде практической модели, явилось основой для написания этой статьи.
| + | |
− | Мы описываем модели, которые находим применимыми в жизни, в широком смысле этого слова. Читателю следует сопоставить содержащуюся в данной статье информацию со своими личными наблюдениями, и он волен не согласиться с ней. Но, осваивая представленную нами методологию, читатель разовьет навыки осознанного наблюдения за явлениями окружающего мира, приобретет дополнительные степени свободы мышления и творчества. Если предложенный нами стиль мышления окажется для читателя полезным, это будет доказательством жизнеспособности нашего метода.
| + | |
− | В дальнейшем мы будем чередовать стиль изложения. Мы будем выделять части текста, представленные в необычном описании. Размышления над этими описаниями, периодический возврат к ним, осмысление на новом уровне и осознание их применимости в практической деятельности позволяют [читателю] создавать с их помощью новые знания и раскрывать суть нашей методологии.
| + | |
− | Мы подчеркиваем, что суть нашей методологии — в личном развитии. Мы ни в коей мере не отрицаем все то, что создано наукой, но существенно расширяем для себя ее представления о действительности. Мы возводим научное мышление в ранг умения, доступного любому человеку, и стремимся применять это умение в жизни, чтобы сделать ее течение непрерывным процессом развития и творчества. Мы во многом будем применять известные законы из различных областей, но будем рассматривать их несколько «в другой плоскости».
| + | |
− | Мы не будем давать определений всех введенных нами понятий. При внимательной работе с текстом смысл используемых нами понятий станет ясен читателю из контекста. Такое неявное введение понятий побуждает читателя к активизации работы воображения, что является одной из важнейших составляющих нашей методологии. Мы призываем читателя самостоятельно искать и достраивать недостающие связи между отдельными образами, возникающими при прочтении этой статьи, чтобы со временем восстановить целостный образ описанной нами модели.
| + | |
− | Следует, однако, упомянуть о неизбежных трудностях. Процесс освоения нового мышления сложен и может занимать длительное время. Большую роль играет не только стремление человека, но и окружающая его среда. Очень важна поддержка хотя бы одного человека, мыслящего открыто, с которым можно обсуждать любые фантастические идеи. Также необходимо иметь достаточно времени для занятий, когда можно оставить дела и посмотреть на мир с другой стороны — со стороны исследователя...
| + | |
− | И тогда в процессе работы начнутся открытия. Возможно, большая часть из них будет личными открытиями, но именно такие открытия наиболее ценны. Ведь природа ничего не скрывает, а наше понимание жизни зависит от уровня нашего наблюдения и отражения ее законов и явлений. Мы уверены, что многие законы природы еще не возведены в ранг общечеловеческого знания. Поэтому, если читатель захочет описать свои знания и поделиться ими с окружающими, наша методология поможет ему выразить глубокие слои субъективного знания в на понятном для них языке.
| + | |
− | | + | |
− | == Введение в общую теорию наблюдений ==
| + | |
− | | + | |
− | Наша цель — создать познавательный механизм, который человек будет развивать сам. Мы даем общие описания, которые человек на основе своего опыта достраивает до своего личного знания. Мы вырабатываем субъективный, модельно-описательный метод мышления. В дальнейшем из этого вырастает стиль мышления, который интуитивно и точно описывает познавательные, образные, функциональные и динамические модели. Этот стиль мы называем «биотекстовым». Циклически наращивая мощность субъективных моделей, последовательно увеличивая соответствие (прозрачность) обратных связей: субъекта наблюдения — образа объекта — интуитивно-эмпирического наблюдения и внутреннего описания образа — субъективной модели — объекта наблюдения — объективной модели — внешнего теоретического описания объекта (измерения и т. д.), мы приближаем их к абстрактному, логическому, объективному представлению объекта исследований.
| + | |
− | Выраженное модельным языком биотекстовое описание при переносе на физический носитель может быть оживлено этим носителем. Примерами таких носителей являются компьютер и мозг человека. Мы создаем многослойное описание моделей, которое, будучи применимым к другим уровням движения материи, приводит к появлению у субъекта новых уровней отражения наблюдаемых явлений.
| + | |
− | | + | |
− | На наш взгляд, основополагающим субъективным инструментом в процессе познания является способность к наблюдению.
| + | |
− | | + | |
− | Мы считаем, что для изучения процесса познания необходимо изучить следующие субъективные «инструменты»:
| + | |
− | наблюдение;
| + | |
− | отражение;
| + | |
− | фиксация;
| + | |
− | измерение.
| + | |
− | | + | |
− | Нам необходимо пронаблюдать явление. Мы наблюдаем процессы, явления, формы в строгом соответствии с их внешним (формальным, логическим) представлением и ищем отраженные субъективные образы, свойства и отношения с их объективным представлением. Благодаря сложности аппарата наблюдения мы рассматриваем объекты на разных уровнях их движения. Нам нужно научиться так правильно наблюдать, чтобы построенные на основе наблюдений модели были подобны реальным явлениям.
| + | |
− | | + | |
− | Понятие наблюдения подразумевает наличие наблюдателя. Наблюдатель — сам человек, а наблюдение — его внимание, имеющее фокус в некоторой области пространства (область внимания, объект внимания), движущееся в этом пространстве (переключает внимание с объекта на объект), и выбирающее информацию о свойствах пространства.
| + | |
− | | + | |
− | Объективным назовем такого наблюдателя, который имеет возможность непосредственного отражения материи. Наблюдателя назовем субъективным (или субъектом) если он наблюдет явления окружающего мира через их отражение на некотором физическом носителе (например, в мозгу через органы чувств).
| + | |
− | | + | |
− | Говоря о субъекте и наблюдателе, мы будем подразумевать человека. Но в дальнейшем мы будем, как правило, употреблять обобщенные понятия наблюдения, наблюдателя и субъекта. Кроме того, мы исходим из того факта, что в своем воображении человек свободен не ограничивать свои движения перемещения и действия и способен мысленно совершать путешествия по отдаленным областям пространства и времени, создавать свои субъективные миры и действовать в них почти так же, как и в объективном мире. Чтобы убедиться в этом, уместно вспомнить творчество писателей-фантастов. Такие возможности присущи человеку благодаря сложности его аппарата мышления — мозга.
| + | |